Блоги сенаторов

Все записи блога Фомин Игорь Вадимович Фомин
Игорь Вадимович
Член Комитета Совета Федерации по социальной политике

Обзор автотуристских кластеров Республики Бурятия

Восемьдесят тысяч лет назад, во времена палеолита, правый берег Байкала населяли неандертальцы мустьерской культуры. До образования Древнего мира и первых цивилизаций люди уже обживали этот дикий край, образовывались стоянки от Хотыка до Толбага, от Усть-Кяхты до Халюты. Чуть позже эти земли освоили меркиты, хори-туматы, баяты и знаменитые хунны.


Народы Бурятии видели основание Великой Монгольской империи, и были долгое время её частью. После смерти последнего Хана и распада империи на отдельные государства каменистые дикие земли современной Бурятии формально стали частью Северной Юани. Только в 1648 году с прибытием по Ангаре отряда Петра Бекетова и основанием первых острогов началось знакомство бурятского края с Российской империей. В 1917 году было образовано первое национальное государство бурят — Государство Бурят-Монголия, в 1922 Монголо-Бурятская автономная область стала частью РСФСР.

Горный ландшафт, дикие долины и степи, кристальная чистота вод Байкала обрамляют богатое историческое и культурное наследие Бурятии. Неудивительно, что в этот край каждый год прибывают миллионы туристов со всех концов мира. Так как исторические памятники и природные достопримечательности расположены, преимущественно, вдали от больших городов, а саму Республику пересекают крупные федеральные трассы, большинство туристов предпочитает путешествовать по Бурятии на автомобиле. Для них на территории Республики расположены три автотуристских кластера – «Кяхта», «Байкальский» и «Тункинская долина».

Проект Кяхты

Расположение кластера «Кяхта» — близ границы с Монголией и международного автомобильного пункта пропуска, в 30 километрах от Восточно-Сибирской железной дороги — связано не только с исторической и культурной ценностью города, но и с растущим автотуристским потоком из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Особенно интересен Кяхтинский район тем, что здесь в 18–19 веках проходил единственный сухопутный маршрут Великого Чайного пути, по которому чай поступал из Китая в Европу. Кяхта была основным перевалочным пунктом на этом пути; история Кяхты — это история Кяхтинской торговли.

Иволгинское городище

Автотуристский кластер «Байкальский» располагается в Иволгинском районе, возле федеральной транзитной автотранспортной магистрали Иркутск — Улан-Удэ и автомобильной дороги «Байкал». Знаменитое Гуннское городище, древние стоянки палеолита и неолита, плиточные могильники – все эти уникальные достопримечательности могут посетить туристы, выбравшие кластер «Байкальский».

Тункинская долина

Кластер «Тункинская долина» образован в долине реки Иркут, между горным массивом Хамар-Дабана и скалистыми вершинами Восточных Саян, между Великими озерами Азии, в 39 км от озера Байкал и в 30 км от озера Хубсугул, у подножья Мунко Сардык — самой высокой горной вершины Восточной Сибири. Здесь туристам открывается потрясающий живописный вид горных хребтов, потухших вулканов, обнаженных горных пород Белый Яр, мраморного дна реки Кынгарга и «престола Чингис Хана» — огромного валуна у подножия горы Алтан Мундарга.

Все три автотуристских кластера предлагают гостям комфортное размещение в гостиницах, аутентичных юрточных комплексах и гостевых домах, детские зоны отдыха, рестораны и бары, СПА-комплексы, современные спортивные площадки, гипермаркеты и, конечно, широкий спектр услуг по ремонту и обслуживанию транспортных средств.

О том, какие средства ушли на создание автотуристских кластеров, рассказал сенатор от Республики Бурятия Александр Варфоломеев:

«На создание «Тункинской долины» было затрачено до 2017 года 969,9 млн. рублей – это объём фактического финансирования. Из них 210,7 млн. средств из федерального бюджета, 23,2 млн. из регионального и 736 млн. внебюджетного финансирования. На кластер «Байкальский» было затрачено 636,2 млн. рублей, из которых 172,4 млн. – средства частных инвесторов. В будущем планируется увеличить долю вложений частных инвесторов до 1200 млн. На кластер «Кяхта» затрачено 810,3 млн. рублей, где 47,2 млн. выделил региональный бюджет, 560,1 млн. составили частные инвестиции».

На данный момент автотуристские кластеры Бурятии ежегодно посещает полмиллиона человек, благодаря им появилось около тысячи рабочих мест, проведено более десятка природоохранных мероприятий. В работе над кластером «Тункинская долина», помимо строительства туристских и инфраструктурных объектов, большое внимание уделялось новым технологиям и современным решениям в работе кластера. В рамках этого проекта создан совет, состоящий из представителей администрации и инвесторов. Совет рассматривает вопросы внедрения современной маркетинговой концепции и архитектурной концепции развития территории, а также варианты сотрудничества с органами муниципальной власти в рамках формирования государственно-частного партнерства.

О том, какие результаты даёт такое сотрудничество власти и бизнеса, рассказала сенатор от Республики Бурятия Татьяна Мантатова:

«Правительство Республики Бурятия уделяет особое внимание развитию туристического направления. У нас действует перечень мер государственной поддержки, призванных стимулировать развитие туристических организаций. Малому бизнесу оказывается поддержка в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия «Об утверждении порядка предоставления субъектам малого предпринимательства в сфере туризма субсидий на возмещение части затрат за счет средств республиканского бюджета». Фондом регионального развития Республики Бурятия оказывается поддержка предпринимателей в части разработки технико-экономического обоснования, бизнес-плана проекта; подготовки инвестиционной площадки, в том числе помощь в оформлении земельного участка; проведения мероприятий по привлечению средств отечественных и иностранных инвесторов; оказанию содействия в подготовке и сопровождении инвестиционного проекта. В соответствии с законом «О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия» на территории МО «Иволгинский район» в границах автотуристского кластера «Байкальский» создана региональная зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа. Резиденты этих зон освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет в течение пяти календарных лет. Для них установлена пониженная ставка налога на прибыль организации (13,5%), зачисляемой в республиканский бюджет. Кроме того, по решению муниципального образования резидентам зоны экономического благоприятствования предоставляются налоговые льготы на земельный налог».

Республика Бурятия активно работает и над привлечением самих туристов – для этого успешно используют популярные социальные сети, единый портал туристских услуг, прямую рекламу и рекламу по СМИ, участие в региональных и всероссийских выставках.

В странах, где активно развивается внутренний туризм, значительную часть турпоездок составляют именно автомобильные. В России же это направление лишь недавно стало активно развиваться. Способствует этому не только улучшение дорожного полотна, но и расширение придорожной инфраструктуры. Однако, чтобы России полностью реализовать потенциал этой отрасли, бизнесу нужна активная поддержка региональных властей – такая, которую оказывает сейчас Бурятия.