Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2017 года (Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ).
Указанный Федеральный закон разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации подготовить совместно с Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию» предложения по совершенствованию законодательства, в том числе в части повышения роли граждан в принятии градостроительных решений, включая развитие института публичных слушаний по градостроительной деятельности (Пр-78 от 14 января 2014 года, п.2з-2).
Федеральным законом во исполнение указанного выше поручения Президента Российской Федерации предусматривается в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, планировки территории, межевания территории, благоустройства территорий; проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов; проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, Федеральный закон, вместо действовавшего ранее положения о проведении по указанным выше проектам документов только публичных слушаний, предоставил возможность представительным органам муниципальных образований в целях учета мнения населения по указанным документам проводить публичные слушания или общественные обсуждения.
Это создает условия для учета при обсуждении соответствующих вопросов мнения большинства заинтересованных граждан, проживающих на определенной территории.
Следует отметить, что в крупных муниципальных образованиях проведение публичных слушаний по проектам некоторым документов, определенных законодательством о градостроительной деятельности (например, проектам градостроительного плана или планировки территории), когда предполагается личное присутствие граждан, не позволяло выявить мнение большинства заинтересованных граждан.
Федеральный закон исправил указанную ситуацию и создал правовой механизм для учета мнения большинства граждан при принятии важных, непосредственно их касающихся документов в сфере градостроительной деятельности.
Обращаем внимание на то, что соответствующие изменения Федеральный закон внес в статью 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрев возможность выбора представительным органом муниципального образования формы учета мнения населения по указанным выше проектам документов в зависимости от их специфики.
Кроме того, согласно требованиям статьи 1 Федерального закона официальный сайт и (или) информационные системы, в которых размещен проект, вынесенный на общественное обсуждение, должен обеспечивать участникам общественного обсуждения возможность предоставления информации о результатах и количестве участников общественного обсуждения, проверки полноты и достоверности отражения внесенных ими предложений и замечаний.