В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поступает многочисленное количество обращений граждан, которые обеспокоены предлагаемым порядком отобрания детей на основании решения районного суда и высказывают опасения о возможности как административного, так и судебного отобрания детей по неопределенным основаниям, а также о расширении перечня органов участвующих в отобрании детей.
В настоящее время практика изъятия ребенка из семьи является одной из самых обсуждаемых и чувствительных проблем современного семейного законодательства. При подготовке данного законопроекта авторы исходили, прежде всего, из интересов детей и семьи, а также из необходимости минимизировать вмешательство государства в семейную сферу.
Законопроект направлен на реализацию конституционных положений пункта 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации, согласно которым дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. При этом государство обязано создавать условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Законопроектом предлагается уточнить действующий порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, а также ограничения полномочий органов опеки и попечительства при применении данной процедуры.
Следует особо отметить, что институт отобрания ребенка был предусмотрен еще в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 года (статья 64 «Отобрание ребенка без лишения родительских прав»), согласно которой суд мог принять решение об отобрании ребенка и передаче его на воспитание органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него самого.
В ситуации непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка действующее законодательство позволяет органам опеки и попечительства незамедлительно отобрать ребенка у родителей. Следовательно, действующий внесудебный порядок изъятия не может гарантировать отсутствие злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства даже при участии прокурора.
С этой целью законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, дополнив его новой категорией дел особого производства («Глава 381 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью») установив, что вопрос изъятия ребенка из семьи находится в компетенции суда.
В частности, законопроектом предлагается рассмотреть судом заявление об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью в максимально короткий срок – в течение 24 часов с момента поступления заявления, что сужает свободу усмотрения органов опеки и попечительства при установлении оснований для отобрания ребенка.
Законопроект вносит в статью 77 Семейного кодекса Российской Федерации изменения о сохранении внесудебного порядка отобрания ребенка, который будет действовать только в исключительных случаях при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов. При этом на орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получивших сообщение об угрозе жизни или здоровью ребенка, возлагается обязанность проверить указанную информацию.
Таким образом, вносимые изменения будут способствовать созданию условий для эффективной защиты прав и интересов ребенка и выработки дополнительных механизмов по обеспечению семейного приоритета воспитания детей.