В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поступают многочисленные обращения граждан и общественных организаций, связанных, по их мнению, с нарушением конституционных прав граждан в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 509-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2021 года и в целом направлен на расширение способов взаимодействия заявителей и органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. При этом перечень предоставляемых услуг, а также случаи и порядок обращений определяются Правительством Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации также вправе установить в отношении государственных услуг случаи и порядок обращения за организацией предоставления таких услуг через коммерческие и некоммерческие организации – при наличии у них технической возможности. При этом передача части государственных или муниципальных функций таким организациям направлена, в первую очередь, на удобство получения услуг гражданами, особенно проживающими в небольших и удаленных населенных пунктах.
Что касается места получения государственных и муниципальных услуг – орган, их предоставляющий, непосредственно/через многофункциональный центр, или коммерческие и некоммерческие организации, – то у гражданина есть возможность выбора. В части 1.7 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прямо указывается, что «при организации предоставления государственных и муниципальных услуг в коммерческих и некоммерческих организациях не допускается исключение иных форм обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг».
В настоящее время проводится работа по подготовке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающих закрепление единых требований к организациям, через инфраструктуру которых возможно будет обращаться за получением государственных и муниципальных услуг. Дополнительное установление требований к коммерческим и некоммерческим организациям и критериев их отбора предусмотрено в рамках определения перечня конкретных услуг и организаций, через инфраструктуру которых можно будет обратиться за получение соответствующих услуг.
Кроме того, возможность заявителя в рамках обращения в коммерческие и некоммерческие организации получить в комплексе все необходимые услуги – не только данной организации, но и государственные и муниципальные услуги без обращения в органы власти – повысит доступность государственных и муниципальных услуг и сократит временные издержки заявителей в процессе их получения.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме, в соответствии с внесенными поправками, предполагается исключительно «при условии наличия запроса заявителя о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в отношении которых у заявителя могут появиться основания для их предоставления ему в будущем».
Необходимо отметить, что вступление в силу поправок в упомянутый федеральный закон в настоящее время не лишает граждан права выбора формы получения государственных услуг – в бумажном или электронном виде.
В связи с большим внимание граждан к Федеральному закону будет проводиться мониторинг правоприменительной практики, а также подготовки нормативных правовых актов в целях недопущения недвусмысленного толкования прав граждан и действующих правовых норм.