Ответы на обращения граждан, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц

Информация по проекту федерального закона № 1130300–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях) в связи с многочисленными обращениями граждан

Проект федерального закона № 1130300–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях), внесен депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, М.В. Кузьминым, С.И. Крючеком, М.И. Щаблыкиным, А.В. Якубовским, принят государственной Думой в первом чтении 19 мая 2021 года.

Проект федерального закона устанавливает особенности осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ). Предусматривается, что особо охраняемые природные территории могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности (отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, которая является одним из приоритетных видов деятельности, допускаемой к осуществлению на особо охраняемых природных территорий в пределах, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Основными принципами осуществления рекреационной деятельности на данных природных территориях являются:

— экологическое ориентирование рекреационной деятельности, направленное на формирование экологической культуры в обществе, воспитание бережного отношения к природе, вовлечение населения в волонтерскую деятельность по охране окружающей среды, а также изучению местных особенностей традиционной культуры;

— не превышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях;

— обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности с учетом особенностей правового особо охраняемых природных территорий;

— использование при осуществлении рекреационной деятельности объектов инфраструктуры, транспорта и оборудования, оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду;

— вовлечение местных жителей природных территорий в сферу развития рекреационной деятельности.

Особенности организации рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, регионального, местного значения, перечень некапитальных строений, сооружений и объектов благоустройства, допускаемых к созданию на особо охраняемых территориях устанавливаются и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Особенности и указанные перечни устанавливаются и утверждаются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.

Согласно официальному отзыву Правительства Российской Федерации на указанный проект федерального закона статьей 2 Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняется нормой, в соответствии с которой особенности рекреационной деятельности в целях осуществления любительской и спортивной охоты на ООПТ устанавливаются в соответствии с законодательством об ООПТ. При этом согласно части 1 статьи 4 Закона об охоте к отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов отнесены отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Рекреационная деятельность к указанным отношениям не относится, в связи с чем статью 2 законопроекта следует исключить.

Необходимость принятия указанных норм обосновывается тем, что наряду с сохранением биологического разнообразия и поддержанием в естественном состоянии природных комплексов и объектов, одной из целей создания особо охраняемых природных территорий является их использование в рекреационных целях. На практике это использование остается недостаточным, что во многом связано с низким уровнем гарантий защиты прав инвесторов, создающих и эксплуатирующих рекреационную инфраструктуру на таких территориях. В соответствии с действующим законодательством в составе национального парка выделяются рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристкой индустрии, музеев и информационных центров. Осуществление рекреационной деятельности также допускается на территории зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Зоны, имеющие рекреационное назначение, могут выделяться и в составе природных парков.

Вместе с тем, в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» не определены допустимые параметры осуществления на особо охраняемых природных территориях рекреационной деятельности, а также основные принципы осуществления такой деятельности. Правовая неопределенность в этих вопросам, с одной стороны, ограничивает законное использование особо охраняемых природных территорий в целях осуществления рекреационной деятельности, а с другой стороны, повышает риски причинения вреда природным комплексам и объектам при осуществлении такой деятельности.

Принятие проекта федерального закона обеспечит дальнейшее развитие рекреационных зон особо охраняемых природных территорий, при сохранении их природных комплексов и объектов.