Ответы на обращения граждан, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц

Информация Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию для сведения граждан по обращениям, не поддерживающим внесение изменений в Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих безвозвратный отлов безнадзорных животных

Информируем, что в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (далее – Комитет) поступили из Государственной Думы поправки к проекту федерального закона № 1184183–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (выписка из протокола от 14.02.22 №20 заседания Совета Государственной Думы).

Из данного документа следует, что поправки, касающиеся запрета возврата безнадзорных животных в места их прежнего обитания, рекомендованы Комитетом Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды к отклонению (исключение слов «возврат на прежние места обитания» из п.2 ст. 3, слов «либо возврата таких животных на прежние места обитания» из п.4 ч.7 ст. 16, исключение п.4 из ч.1 ст. 18, слов «которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания» из п.5 ч.1 ст. 18 и п.6 ст. 18 из Федерального закона №498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №498-ФЗ).

Дополнительно сообщаем следующее.

В весеннюю сессию 2021 года Комитетом был проведен мониторинг реализации Федерального закона №498-ФЗ в части соблюдения требований к содержанию домашних животных и требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в целях предотвращения причинения вреда здоровью граждан.

В соответствии с нормами Федерального закона № 498-ФЗ методы сокращения численности животных без владельцев и обеспечения безопасности населения включают в себя перечень мероприятий по отлову животных без владельцев, их транспортировку и передачу в приюты для животных; вакцинацию; стерилизацию и содержание животных без владельцев в приютах; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; содержание в приютах животных, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления их естественной смерти.

Результаты правоприменения Федерального закона №498-ФЗ показали, что реализация некоторых положений вызывает серьезные проблемы в большинстве субъектов Российской Федерации. Наиболее значимыми и резонансными являются проблемы, связанные с регулированием численности безнадзорных животных, в основном собак, в том числе потерявшихся или брошенных владельцами, а также многочисленные факты нападения животных, в том числе имеющих владельцев, на человека.

В действующем законодательстве отсутствует правовой механизм привлечения к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона №498-ФЗ в части соблюдения требований к содержанию домашних животных и требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Федеральным законом №498-ФЗ установлено единственное основание для пожизненного содержания животного в приюте для животных – проявление немотивированной агрессивности. Однако при этом в законодательстве не раскрывается понятие «немотивированная агрессивность», также отсутствует методика определения немотивированной агрессивности у животных.

Большинство субъектов Российской Федерации столкнулись с проблемой нехватки финансовых средств для создания приютов для животных, как государственных и муниципальных, так и частных. Положения законодательства о животных не учитывают территориальную, природную и социальную специфику регионов.

Предложения субъектов Российской Федерации предусматривают:

введение обязательной регистрации, учета и идентификации домашних животных и создания единой базы данных;

внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления в нем административной ответственности владельцев домашних животных за нарушение общих требований к содержанию животных, установленных статьями 9, 13 Федерального закона № 498-ФЗ и несоблюдение особых условий, обеспечивающих защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными, установленных статьей 10 Федерального закона № 498-ФЗ;

рассмотрение вопроса финансирования за счет средств федерального бюджета или софинансирования строительства и дальнейшего обеспечения деятельности приютов, разработки типовых приютов для животных без владельцев и их финансирование из федерального бюджета;

раскрытие понятия и критериев немотивированной агрессивности животных без владельцев в целях принятия оперативных мер реагирования в отношении таких животных; также другие предложения.

Комитет продолжит работу по совершенствованию законодательства в сфере обращения с животными.