По итогам совместного с Минпросвещения России рассмотрения в Совете Федерации обращения в отношении Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей“, 20 июля 2023 года принятого Государственной Думой в третьем чтении (далее — Закон), по сути поставленных вопросов, в том числе в представленной юридической справке по Закону, сообщаем следующее.
1. В отношении приведенных в указанной юридической справке доводов о том, что Закон нарушает неприкосновенность частной жизни в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предполагает включение в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, (далее — АИС ГБД) информации об оценке жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей и переданного под опеку (попечительство), информации о состоянии здоровья такого ребенка, его эмоциональном и физическом развитии, взаимоотношениях в семье, отмечаем, что действующим законодательством уже предусмотрено создание документированной информации об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных в целях осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями содержания, воспитания и образования ребенка после передачи в семью.
Такой сбор информации осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в порядке, установленном Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423. Указанными Правилами предусмотрено проведение органами опеки и попечительства проверок, в ходе которых осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье. Указанная оценка отражается в акте проверки условий жизни подопечного, составляемого по форме, устанавливаемой Минпросвещения России.
Таким образом, Закон не предусматривает сбора новой информации о частной жизни, не возлагает на органы опеки и попечительства новых полномочий. Вносимые изменения предусматривают автоматизированное хранение результатов указанных проверок, не меняя алгоритма и порядка их проведения.
2. В отношении заявления о неприемлемости цифровой формы хранения и обработки информации о личной жизни людей в централизованной базе, отмечаем, что АИС ГБД функционирует с 2013 года, прошла аттестацию в органах информационной безопасности. Федеральный оператор, региональные операторы, органы опеки и попечительства используют защищенную сегментированную сеть (когда оператору каждого уровня доступны сведения только соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования), в которой используются только сертифицированные средства криптографической защиты информации.
3. По замечанию о применении СНИЛС в связи с внесением изменения в статью 7.1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» следует отметить, что информационное взаимодействие АИС ГБД с иными государственными информационными системами обеспечивает своевременное и качественное оказание гражданам государственных услуг. Учитывая вышеприведенные аргументы об информационной защищенности АИС ГБД, а также повсеместное использование СНИЛС в качестве идентификатора для обеспечения синхронизации данных в государственных информационных системах, замечание представляется необоснованным.
4. По поводу замечаний к вносимым изменениям в статью 11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» следует отметить, что указанными изменениями регулируется информационное взаимодействие АИС ГБД с государственной информационной системой «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».
Предполагается передача информации о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, в целях прекращения им выплат на детей. Также предлагается передавать в Единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере данные о форме устройства ребенка-инвалида, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью – в целях своевременного назначения соответствующих социальных льгот. Наделение Правительства Российской Федерации полномочием устанавливать перечень сведений, передаваемых по защищенным каналам в государственную информационную систему «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», представляется целесообразным и не нарушающим права граждан. В данной части принятие Закона будет способствовать систематизации ведения АИС ГБД, исключению дублирования сведений, вносимых в государственные информационные системы.
Таким образом, Закон направлен на повышение эффективности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем представляется целесообразным поддержать его принятие.
26 июля 2023 года Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре рассмотрел Закон на своем заседании и рекомендовал Совету Федерации одобрить его.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет Совета Федерации по социальной политике, назначенные соисполнителями по Закону в Совете Федерации, также рекомендовали Совету Федерации одобрить Закон.
28 июля 2023 года Закон будет рассмотрен на 550-м пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.