Энциклопедический справочник

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ (2002-2008 гг.)

Формируется в порядке, установленном Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями, внесенными федеральным законом от 16 дек. 2004). Членом СФ может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член СФ — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член СФ — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении представителя в СФ от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу, если две трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ не проголосуют против назначения указанного представителя. Полномочия члена СФ начинаются со дня принятия СФ решения о подтверждении полномочий данного члена СФ. Полномочия члена СФ прекращаются со дня принятия СФ решения о подтверждении полномочий нового члена СФ — представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Порядок принятия СФ решений о подтверждении полномочий вновь избранных (назначенных) членов СФ и решений о прекращении полномочий членов СФ устанавливается Регламентом СФ. Федеральным законом от 5 авг. 2000 предусматривалось, что избрание (назначение) всех членов СФ должно быть завершено не позднее 1 янв. 2002. Председателем СФ 5 дек. 2001 был избран представитель от законодательного органа государственной власти г. Санкт-Петербурга С.М. Миронов. Первое заседание СФ в полностью обновленном составе прошло 16 янв. 2002. В СФ образовано 16 комитетов и 10 постоянных комиссий. По итогам весенней сессии 2008 состоялось 148 заседаний палаты, СФ рассмотрено и одобрено 38 федеральных конституционных законов и 1594 федеральных закона. Создано совместно с ГД около 50 согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по федеральным законам, принятым ГД и отклоненным СФ. Члены СФ приняли участие в работе 3 специальных комиссий по федеральным законам, отклоненным Президентом РФ. Подготовлено и направлено СФ в ГД 68 законодательных инициатив. Принято 3235 постановлений СФ, в т. ч. об использовании контингента Вооруженных Сил РФ в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, об ускорении разработки и реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003–2010 годы)», об использовании контингента Вооруженных Сил РФ в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, о неотложных мерах по улучшению финансового обеспечения антитеррористической деятельности, о ходе реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и проблемах выполнения Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, о Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в г. Беслане Республики Северная Осетия — Алания 1–3 сент. 2004, о неотложных мерах по противодействию терроризму, о законодательных предложениях СФ по обеспечению безопасности граждан и укреплению национальной безопасности РФ. Приняты федеральные конституционные законы: «О внесении изменений в статью 6 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа», «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», «О внесении изменения в статью 9 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа», «О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», «О внесении изменений в статьи 24 и 331 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Одобрены федеральные законы: «О транспортной безопасности», «О Знамени Победы», «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В порядке законодательной инициативы СФ внес в ГД законопроекты: «О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Члены СФ, в т. ч. и совместно с др. субъектами права законодательной инициативы, внесли в ГД 94 законопроекта. На заседаниях палаты приняты: Обращение СФ к Президенту РФ В.В. Путину по вопросу о проекте государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012, Обращение СФ к парламентам государств, входивших в состав СССР, парламентам государств, которые входили в антигитлеровскую коалицию, Межпарламентскому союзу, Европейскому парламенту, Парламентской ассамблее Совета Европы, Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества, Парламентской конференции Балтийского моря, к ветеранским и правозащитным организациям Европы и США в связи с принятием парламентом Эстонской Республики Закона «Об охране воинских захоронений», Заявление СФ о докладе Государственного департамента США «Поддержка США прав человека и демократии в мире», Заявление СФ в связи с ситуацией, сложившейся вокруг памятника Воину-освободителю в Таллине. Проведено 123 парламентских слушания, в т. ч. по вопросам законодательного обеспечения совершенствования принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, таможенного законодательства, совершенствования норм уголовного законодательства, вступления России во Всемирную торговую организацию, дорожного хозяйства, энергетической стратегии России до 2020, развития современной сельской школы, организации местного самоуправления, законодательного обеспечения реформирования железнодорожного транспорта, законодательного обеспечения либерализации валютного регулирования, о социальных последствиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства, по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества в Евразийском экономическом сообществе, законодательного обеспечения национальной безопасности РФ, дальнейшего развития Северо-Запада России, включая Санкт-Петербургский мегаполис («Санкт-Петербург-300»), развития газовой промышленности, нормативно-правового обеспечения в области обращения с отходами, реформирования налоговой системы, денежно-кредитной политики, рентной экономической политики, законодательного регулирования приграничного сотрудничества, экологии малых рек России, законодательного обеспечения охраны здоровья детей и подростков, инвестирования средств в финансирование накопительной части трудовой пенсии, транспортного законодательства, оптимизации правового обеспечения безопасности дорожного движения. Новой формой работы палаты стала подготовка докладов СФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Первый такой доклад подготовлен по итогам 2004. Он посвящен проблемам законодательного обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики.

Неизменно актуальной задачей СФ остается полное и эффективное использование своих конституционных полномочий и соответствующего его статусу политического ресурса.