Регламент Совета Федерации

Глава 6

Порядок голосования и принятия решений на заседании Совета Федерации (статьи 60–70)

Статья 60. Способы голосования на заседании Совета Федерации

1. Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 348-СФ).

2. Голосование на заседании Совета Федерации осуществляется с использованием электронной системы или бюллетенями. Голосование на заседании Совета Федерации осуществляется с использованием электронной системы, если палатой не принято иное решение.

3. Решение о способе голосования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа сенаторов Российской Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа Сенаторов Российской Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

4. (Часть 4 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 года № 730-СФ).

Статья 601. Счетная комиссия

1. Для проведения голосования бюллетенями Совет Федерации создает из числа сенаторов Российской Федерации Счетную комиссию, которая является рабочим органом заседания Совета Федерации.

2. Состав Счетной комиссии и ее председатель утверждаются на заседании палаты большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.

(Статья 601 введена постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 года № 730-СФ).

Статья 61. Виды голосования на заседании Совета Федерации

1. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался». Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию.

2. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый сенатор Российской Федерации по каждому из вариантов вопросов. При этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вариантам вопросов (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

3. Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.

Статья 62. Осуществление права на голосование

1. Сенатор Российской Федерации лично осуществляет свое право на голосование (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

2. При голосовании по одному вопросу сенатор Российской Федерации имеет один голос (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

3. Сенатор Российской Федерации имеет право голосовать за принятие решения, против принятия решения либо воздержаться от принятия решения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

4. Сенатор Российской Федерации, отсутствующий на заседании Совета Федерации по уважительной причине, может выразить свою позицию по любому вопросу повестки дня в заявлении на имя Председателя Совета Федерации, которая отражается в стенограмме заседания Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

(Часть 4 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 63. Открытое голосование

1. Открытое голосование в Совете Федерации проводится с помощью электронной системы, если палатой не принято иного решения.

2. На каждом заседании Совета Федерации перед началом использования электронной системы сенатор Российской Федерации может получить лично или зарегистрировать свою персональную карточку. Персональные карточки, не прошедшие регистрацию на текущем заседании Совета Федерации, считаются недействующими, а их использование блокируется (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

3. Перед началом открытого голосования председательствующий:

сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование;

уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование;

напоминает, каким большинством голосов (от общего числа сенаторов Российской Федерации; от числа сенаторов Российской Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации; простым или квалифицированным большинством) должно быть принято решение (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

4. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование.

5. По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, принято решение или не принято.

6. Если при определении результатов голосования выявятся технические ошибки, связанные с работой электронной системы, подтвержденные Комиссией по контролю за использованием электронной системы, а также нарушения настоящего Регламента, то по решению палаты, принимаемому в порядке, установленном частью 2 статьи 66 настоящего Регламента, проводится повторное голосование (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ).

7. При проведении открытого голосования с использованием электронной системы формируется список с результатами голосования, в котором указываются фамилии, имена, отчества сенаторов Российской Федерации и результаты голосования каждого сенатора Российской Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 348-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 64. Тайное голосование

1. Тайное голосование проводится в случаях, установленных настоящим Регламентом, по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, а также может быть проведено и по другим вопросам. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы или бюллетенями (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

2. Перед началом и в течение каждого заседания Совета Федерации каждому сенатору Российской Федерации в соответствии со списком сенаторов Российской Федерации по предъявлении им удостоверения сенатора Российской Федерации выдается одна карточка для тайного голосования, зарегистрированная в электронной системе (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

21. При проведении тайного голосования с использованием электронной системы данные о результатах голосования сенаторов Российской Федерации в память электронной системы не заносятся (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

(Часть 21 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 348-СФ).

3. (Часть 3 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 года № 730-СФ).

4. (Часть 4 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 года № 730-СФ).

5. (Часть 5 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 года № 730-СФ).

6. (Часть 6 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 года № 730-СФ).

7. (Часть 7 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 года № 730-СФ).

8. (Часть 8 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 года № 730-СФ).

9. (Часть 9 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 года № 730-СФ).

10. Результаты тайного голосования оформляются постановлением Совета Федерации.

Статья 641. Голосование бюллетенями

1. Совет Федерации может принять решение о проведении открытого или тайного голосования бюллетенями. Бюллетени для голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по утвержденной ею форме в количестве, соответствующем общему числу сенаторов Российской Федерации. Для проведения открытого голосования изготавливаются именные бюллетени.

2. Каждому сенатору Российской Федерации выдается один бюллетень для голосования.

3. Бюллетени для голосования выдаются сенаторам Российской Федерации Счетной комиссией в соответствии со списком сенаторов Российской Федерации по предъявлении ими удостоверений сенаторов Российской Федерации. При получении бюллетеня сенатор Российской Федерации расписывается в указанном списке против своей фамилии. Невостребованные у Счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем Счетной комиссии в присутствии ее членов.

4. Перед началом голосования председатель Счетной комиссии объявляет порядок проведения голосования бюллетенями. В случае принятия палатой решения о проведении тайного голосования время и место тайного голосования устанавливаются Счетной комиссией и объявляются председателем Счетной комиссии.

5. Бюллетень для голосования опускается в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией.

6. В случае проведения тайного голосования Счетная комиссия обязана создать условия для тайного волеизъявления сенаторов Российской Федерации.

7. Недействительными считаются бюллетени неутвержденной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление сенаторов Российской Федерации. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.

8. По результатам голосования бюллетенями Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. Результаты тайного голосования объявляются Счетной комиссией на заседании Совета Федерации.

(Статья 641 введена постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 декабря 2022 года № 730-СФ).

Статья 65. Поименное голосование

(Статья 65 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 июля 2014 года № 348-СФ.)

Статья 66. Результаты голосования

1. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации и настоящим Регламентом (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

2. В течение заседания Совета Федерации допускается однократное возвращение к рассмотренному вопросу. Возвращение к рассмотренному вопросу означает отмену ранее принятого решения по этому вопросу. Голосование о возвращении к рассмотренному вопросу проводится в порядке, в котором принималось отменяемое решение. Результаты первоначального голосования заносятся в протокол заседания и не оформляются постановлением Совета Федерации.

3. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов сенаторов Российской Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом. К процедурным относятся следующие вопросы(в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ):

о перерыве в заседании Совета Федерации, переносе или закрытии заседания палаты;

о предоставлении дополнительного времени для выступления;

о предоставлении слова приглашенным на заседание палаты;

о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня заседания Совета Федерации;

об общем времени обсуждения повестки дня заседания Совета Федерации;

о переходе к вопросам повестки дня заседания Совета Федерации;

о прекращении прений по обсуждаемому вопросу;

о передаче вопроса на рассмотрение комитета палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ);

о проведении закрытого заседания палаты;

о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса, рассмотрение которого не завершено;

о приглашении на заседание палаты лиц, указанных в части 7 статьи 38 настоящего Регламента (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ);

об изменении способа проведения голосования;

об изменении очередности выступлений;

о проведении дополнительной регистрации;

о замене председательствующего;

об оформлении выписки из протокола заседания палаты.

4. Решение по процедурному вопросу может быть принято без голосования, если ни один из присутствующих на заседании палаты сенаторов Российской Федерации не возражает против его принятия. В случае если хотя бы один из присутствующих на заседании сенаторов Российской Федерации возражает против принятия предложенного решения, внесенное предложение ставится председательствующим на голосование в порядке, установленном настоящим Регламентом (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

5. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол и включаются в стенограмму заседания Совета Федерации.

6. Голосование считается состоявшимся, если число сенаторов Российской Федерации, присутствующих на заседании палаты, не меньше числа сенаторов Российской Федерации, необходимого для принятия решения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

7. Если число сенаторов Российской Федерации, присутствующих на заседании палаты, недостаточно для проведения голосования, председательствующий вправе в пределах этого заседания назначить время для голосования по вопросу, обсуждение которого завершено. При проведении указанного голосования повторное обсуждение вопроса не проводится и слово для выступлений по мотивам голосования, для предложений, справок, заявлений, вопросов не предоставляется (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 67. Оформление решений Совета Федерации

1. Решения, принятые на заседаниях Совета Федерации, оформляются постановлениями Совета Федерации или выписками из протокола заседания.

2. Решения Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, оформляются постановлениями палаты.

3. Решения Совета Федерации по вопросам организации внутренней деятельности палаты могут оформляться постановлениями или выписками из протокола заседания. Решение об оформлении выписки из протокола заседания является решением по процедурному вопросу.

Статья 68. Акты Совета Федерации

1. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности Совета Федерации.

2. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями и обращениями, которые принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и оформляются постановлениями палаты.

(Статья 68 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ.)

Статья 681. Контроль за исполнением решений Совета Федерации

1. В решении Совета Федерации, содержащем предложения органам и должностным лицам, указываются комитет Совета Федерации, должностное лицо Совета Федерации, на которые возлагается контроль за исполнением решения Совета Федерации, а также срок представления информации о ходе его исполнения.

2. Комитет Совета Федерации, должностное лицо Совета Федерации, на которые возложен контроль за исполнением решения Совета Федерации или которым Советом Федерации дано поручение, представляют в Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности информацию о ходе исполнения решения Совета Федерации.

3. Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности в рамках осуществления общего контроля за исполнением решения Совета Федерации и по итогам рассмотрения информации, указанной в части 2 настоящей статьи, принимает одно из следующих решений:

принять информацию к сведению и при необходимости направить ее сенаторам Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ);

перенести срок представления информации или продлить срок исполнения решения Совета Федерации;

предложить Совету палаты рассмотреть вопрос о ходе исполнения решения Совета Федерации.

4. Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности направляет информацию о принятом в соответствии с частью 3 настоящей статьи решении одному из первых заместителей Председателя Совета Федерации в соответствии с распределением обязанностей между первыми заместителями Председателя Совета Федерации и заместителями Председателя Совета Федерации, установленным Председателем Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 432-СФ).

5. По окончании весенней (осенней) сессии Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности представляет Совету палаты обобщенную информацию о ходе исполнения решений палаты.

(Статья 681 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 194-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 2018 года № 3-СФ.)

Статья 69. Порядок принятия актов Совета Федерации

1. Совет Федерации может принять проект акта в целом, принять проект акта за основу, отклонить проект акта или отложить его обсуждение.

2. В принятый за основу проект акта Совета Федерации могут вноситься поправки. После принятия проекта акта за основу председательствующий выясняет, есть ли сенаторы Российской Федерации, желающие внести поправки, после чего Совет Федерации принимает решение о сроке внесения поправок. Поправки вносятся в комитет Совета Федерации, ответственный за подготовку рассмотрения этого вопроса на заседании палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

3. Поправки к принятому за основу проекту акта Совета Федерации могут вноситься сенатором Российской Федерации, комитетом Совета Федерации не позднее установленного Советом Федерации срока для внесения поправок в комитет Совета Федерации, ответственный за подготовку рассмотрения этого вопроса на заседании палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Поправки, подписанные автором, должны содержать текст проекта акта Совета Федерации, редакцию предлагаемых изменений (новую редакцию текста) и краткое обоснование необходимости принятия поправки.

Поправки, внесенные несвоевременно, не подписанные автором и не содержащие редакцию предлагаемых изменений (новую редакцию текста), не рассматриваются.

4. По решению Совета Федерации допускается внесение поправок сенаторами Российской Федерации в устной форме на текущем заседании Совета Федерации. Указанное решение принимается большинством голосов от числа сенаторов Российской Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

5. Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение вопроса, сводит поступившие поправки в таблицу и разделяет их на рекомендуемые к принятию и отклонению с обоснованием решений по принятию и отклонению поправок.

Таблица поправок представляется на заседание Совета Федерации.

6. Рассмотрение поправок начинается с доклада представителя комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение вопроса, который дает краткий обзор поступивших поправок и мотивирует принятые по ним решения комитета.

Инициатор проекта акта Совета Федерации вправе выступить с содокладом.

7. По окончании доклада (содоклада) задаются вопросы докладчику (содокладчику). Решением Совета Федерации, принимаемым большинством голосов сенаторов Российской Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, устанавливается время для вопросов и ответов по поправкам (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

8. По предложению комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение вопроса, поправки, рекомендуемые к принятию, могут голосоваться пакетом. Так же может быть проголосовано решение об отклонении поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Сенатор Российской Федерации вправе потребовать отдельного голосования по любой поправке из пакета (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

9. По каждой поправке, вынесенной на отдельное голосование, ее автор вправе выступить с кратким обоснованием (не более одной минуты). Представитель комитета палаты, ответственного за рассмотрение этого вопроса, выражает мнение комитета по голосуемой поправке (не более одной минуты).

10. Поправка (пакет поправок) считается принятой, если за нее проголосовало большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

11. После рассмотрения всех поправок по предложению комитета палаты, ответственного за рассмотрение этого вопроса, и по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, принятие акта Совета Федерации в целом может быть перенесено на другое время, в том числе на следующее заседание палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

12. Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение этого вопроса, представляет текст проекта акта Совета Федерации с учетом всех принятых поправок и дает заключение об отсутствии его внутренних противоречий либо предлагает уточняющие поправки.

Предложенные комитетом уточняющие поправки принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Если комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение этого вопроса, не выполнил к установленному сроку требования абзаца первого настоящей части, проект акта Совета Федерации ставится на голосование для принятия в целом в том виде, в каком он был отложен.

(Статья 69 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

Статья 70. Экспертиза и визирование актов Совета Федерации

1. Проекты актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами.

2. Акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются в комитете Совета Федерации, ответственном за рассмотрение этого акта, а также должностными лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).