Все новости

Триста двадцать третье заседание Совета Федерации

В Совете Федерации состоялось 323-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Зал
Соколов Министр транспорта
Рушайло
Президиум
Новиков
Лысков
Литюшкин
Джабаров
Матвиенко
Бушмин
Александров
Пономарева
21-11-12_Орлова

Зал

1 из 13

Соколов Министр транспорта

2 из 13

Рушайло

3 из 13

Президиум

4 из 13

Новиков

5 из 13

Лысков

6 из 13

Литюшкин

7 из 13

Джабаров

8 из 13

Матвиенко

9 из 13

Бушмин

10 из 13

Александров

11 из 13

Пономарева

12 из 13

21-11-12_Орлова

13 из 13

ИНВЕСТОРАМ ИЗ РОССИИ И ОАЭ БУДЕТ ПРЕДОСТАВЛЕН РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДВУХ СТРАН НА ВЗАИМНОЙ ОСНОВЕ

Совет Федерации ратифицировал межправительственное соглашение между Россией и ОАЭ о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокол к нему.

Документ создает нормативно-правовую базу для урегулирования вопросов, касающихся защиты взаимных капиталовложений, а также разрешения инвестиционных споров.

Предусматривается, в частности, предоставление инвесторам из РФ и ОАЭ не менее благоприятного режима, чем национальным инвесторам и инвесторам третьих стран. При этом за двумя государствами сохраняется право применять и вводить в соответствии со своим законодательством изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов и их капиталовложений. Инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями после выполнения ими всех своих налоговых обязательств.

В соглашении прописаны основания для возмещения ущерба инвесторам каждой из сторон, устанавливаются процедуры разрешения инвестиционных споров и споров по его толкованию и применению.

«Ратификация соглашения и протокола к нему будет стимулировать приток капитала и способствовать развитию взаимовыгодного торгового и экономического сотрудничества, что отвечает российским интересам», — полагают в Комитете Совета Федерации по международным делам.

***

Документы были подписаны в Москве 28 июня 2010 года. В ОАЭ в настоящее время проходит процесс их ратификации.

Согласно данным Министерства экономического развития, инвестиции ОАЭ в Россию, накопленные на конец 2007 года, составляли 19 миллионов долларов, 2008 – 163 миллиона долларов, 2009 – 44 миллиона долларов, 2010 – 50 миллионов долларов, 2011 года — 53 миллиона долларов. Российские инвестиции в ОАЭ на конец 2007 года достигли семи миллионов, 2008 года – 27 миллионов долларов, 2009 года – 49 миллионов долларов, 2010 года — 45 миллионов долларов, 2011 года – 61 миллиона долларов.

***

СОЗДАНЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ИНВЕСТОРОВ РОССИИ И ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ ГВИНЕИ

Совет Федерации ратифицировал межправительственное соглашение между Россией и Республикой Экваториальная Гвинея о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Документ нацелен на взаимную защиту капиталовложений, стимулирование притока капитала и развитие взаимовыгодного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Создаются международно-правовые условия и гарантии для предпринимательской и инвестиционной деятельности инвесторов России и Экваториальной Гвинеи.

В частности, определяется порядок привлечения и допуска иностранных капиталовложений в соответствии с национальным законодательством каждой из сторон. При этом закрепляется взаимная обязанность обеспечивать полную защиту капиталовложений, не допускать применения мер принудительного изъятия (экспроприация, национализация), за исключением случаев, когда эти меры осуществляются в общественных интересах, не носят дискриминационного характера и влекут за собой выплату быстрой, адекватной компенсации.

«Перспективным направлением сотрудничества с Экваториальной Гвинеей является сфера энергетики — разведка, добыча нефти и газа, а также строительство нефте- и газопроводов», — отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, представлявший документ на заседании. Он обратил внимание, что Экваториальная Гвинея по объему добычи нефти занимает третье место среди стран Африки, расположенных южнее пустыни Сахара.

***

Соглашение было подписано в Москве 6 июня 2011 года. В настоящее время в Экваториальной Гвинее идет процесс ратификации документа.

***

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РАТИФИЦИРОВАЛ СОГЛАШЕНИЕ О СТАТУСЕ ФОРМИРОВАНИЙ СИЛ И СРЕДСТВ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОДКБ

Создана правовая база для временного пребывания сил коллективной безопасности на территориях стран ОДКБ.

Совет Федерации ратифицировал Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В портфеле соглашений по линии ОДКБ у России нератифицированных документов больше нет, обратил внимание председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.

Документ создает нормативно-правовую базу для временного пребывания формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях стран-участниц ОДКБ. Совершенствуется механизм их использования с тем, чтобы поддерживать высокий уровень их боевой готовности, обеспечивать адекватное реагирование на вызовы и угрозы международной безопасности.

Решение о вводе, задачах, составе, численности формирований, порядке их подчиненности, местах их дислокации, а также времени их пребывания на территории принимающей стороны принимается Советом ОДКБ на основании официального обращения одной или нескольких стран-участниц Организации. Для личного состава формирований предусматривается право на безвизовый въезд на территорию принимающей стороны, а также выезд с ее территории. Ввоз и вывоз движимого имущества формирования, перемещаемого для целей реализации соглашения, осуществляются в приоритетном порядке без запретов и ограничений, а также взимания пошлин, налогов и сборов.

Вместе с тем особо отмечается, что личный состав формирований должен уважать суверенитет, соблюдать требования законодательства принимающей стороны, не вмешиваться во внутренние дела и не участвовать в политической деятельности и в конфликтах на ее территории, кроме как при выполнении поставленных задач.

Принимающая сторона отказывается от предъявления направляющей стороне и командованию формирования претензий о возмещении ущерба нанесенного физическим или юридическим лицам, природным ресурсам, культурным и историческим ценностям, если это произошло при выполнении формированиями поставленных задач и обеспечении собственной безопасности.

***

Соглашение было подписано в Москве 10 декабря 2010 года всеми странами-участницами ОДКБ, за исключением Узбекистана. По данным Секретариата ОДКБ, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан уже ратифицировали этот документ.

***

ОДОБРЕННЫЕ СЕНАТОРАМИ ПОПРАВКИ ПОЗВОЛЯТ СОХРАНИТЬ ОПЫТНЫЕ И ПОДГОТОВЛЕННЫЕ СУДЕЙСКИЕ КАДРЫ

Совет Федерации снял ограничения на сроки полномочий председателей верховных судов регионов.

Совет Федерации одобрил поправки в законы «О военных судах российской Федерации» и «О судах общей юрисдикции в РФ».

Член Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Анатолий Лысков, представляя закон, отметил, что проект этого нормативного акта был внесен в Государственную Думу Президентом России. 

По действующему законодательству председатели региональных судов могли занимать руководящие посты в одном и том же суде не более двух сроков подряд.

Внесенные изменения снимают эти ограничения для сохранения опытных и подготовленных специалистов, которые имеют продолжительный стаж работы на должностях председателей судов и обладают процессуальными и организационными навыками, подчеркнул сенатор.

Закон также устанавливает единый принцип повторного назначения председателей Верховного суда России и региональных судов. Такая норма, уверен докладчик, позволит значительно повысить эффективность функционирования всей судебной системы в целом.

А. Лысков сообщил также, что на рассмотрении в Государственной Думе находятся законы, предусматривающие аналогичные изменения и для арбитражных судов.

***

СЕНАТОРЫ ОДОБРИЛИ ПОПРАВКИ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОМУ И ИНВЕСТИЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РОССИИ

Поддержку инновационной и инвестиционной деятельности обеспечивают одобренные Советом Федерации поправки к главам 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и одну из статей закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Правовой акт сохраняет механизм, предотвращающий злоупотребления со стороны недобросовестных налогоплательщиков, отмечалось в ходе обсуждения.

Изменения разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах, в котором отмечена необходимость последовательного устранения элементов налоговой системы, препятствующих инновационному развитию.

На стадии рассмотрения в Государственной Думе в законопроект были внесены многочисленные поправки, существенно — с одной до 13 — расширен перечень статей Налогового кодекса РФ, в которые вносятся изменения по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций, а также изменено наименование законопроекта, отметил, представляя коллегам документ, председатель профильного Комитета СФ Евгений Бушмин.

В главе Кодекса «Налог на добавленную стоимость», например, уточняется перечень видов продовольственных товаров, реализация которых облагается по ставке десять процентов. Теперь в позицию «маргарин», отметил глава профильного Комитета СФ, включены также жиры специального назначения, заменители молочного жира, эквиваленты, улучшители и заменители масла какао, спредов и топленых смесей. В главе же «Налог на прибыль организаций» устанавливается, что имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном Кодексом.

Как было отмечено в ходе заседания, закон включает в состав внереализационных доходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, суммы расходов на капитальные вложения в случае реализации основного средства ранее, чем по истечении пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию. Это предполагается делать только в случае его продажи лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком. Согласно действующей редакции данной нормы круг покупателей основных средств не ограничен.

Перечень безнадежных долгов, признаваемых таковыми для исчисления налога на прибыль организаций, отметил Е.Бушмин, дополняется долгами, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Законом вносится ряд уточняющих изменений в положения Налогового кодекса РФ.

***

ОДОБРЕН ЗАКОН ОБ ИНДЕКСАЦИИ СТАВОК АКЦИЗОВ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД

Совет Федерации 117 голосами «за» при трех «против» и 14 воздержавшихся одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса РФ».

Правовой акт устанавливает индексированные размеры ставок акцизов на все виды подакцизных товаров на 2015 год, а также изменяет ставки акцизов на нефтепродукты на 2013 и 2014 годы. Такой шаг будет содействовать изменению доходов федерального бюджета.

Наибольший размер индексации ставок в 2015 году предполагается по сигарам и сигариллам — на более чем 50 процентов. Существенно увеличены на 2015 год ставки акцизов на этиловый спирт, реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза, и ввозимый на территорию России (на 25,7%). На 25 процентов возрастут ставки акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с долей этилового спирта до девяти процентов включительно. На алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше девяти процентов, табак, сигареты и папиросы ставки акциза повысятся на 20 процентов. На пиво с долей этилового спирта свыше 8,6 процента запланировано повышение ставок на 19,4%.

Ставки акцизов на вина, фруктовые вина, винные напитки, игристые вина, пиво с долей этилового спирта до 8,6 процента включительно, автомобили легковые и моторные масла индексируются в 2015 году в диапазоне от 4 до 12 с половиной процентов. Законом предусматривается индексация ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. Так, ставки акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо, не соответствующие 3, 4 или 5 классу, на автомобильный бензин и дизельное топливо 3 класса в 2015 году увеличиваются на 20 процентов. В 2013 и 2014 годах ставки акциза по сравнению с установленными ранее не меняются. Ставки акциза на бензин и дизельное топливо 4 и 5 класса индексируются во втором полугодии 2013 года в среднем на 6 процентов, а в 2015 году — на 10%. В 2014 году ставки не меняются (кроме бензина 5 класса, по которому индексация составила 1,6 процента). Ставки акциза на прямогонный бензин проиндексированы в 2013 и в 2014 годах в сравнении с установленными ранее на 6,4 процента ежегодно. Индексация ставки в 2015 году составляет 20 процентов.

Оживленную дискуссию на заседании Совета Федерации вызвало законодательное предложение об установлении с июля следующего года акциза на бытовое печное топливо. Это положение появилось в ходе второго чтения законопроекта в Государственной Думе. Согласно закону, ставки акциза на этот вид топлива составят 5 860 руб. за 1 тонну во втором полугодии 2013 года, 6 446 руб. — в 2014 году и 7 735 руб. — в 2015 году. 

Обеспокоенные влиянием такого шага на социально-экономическое положение в регионах сенаторы высказывали предложение направить закон на согласительные процедуры или рассмотреть эту инициативу на заседании рабочей группы в Правительстве РФ. В частности, указывалось на то, что введение акцизов на этот вид топлива приведет к росту цен на него, что может отрицательно сказаться на деятельности сельскохозяйственных предприятий, а также жизнеобеспечении граждан. Вместе с тем в ходе дискуссии отмечалось, что бытовое печное топливо отнесено к подакцизным товарам, поскольку реализуется на автозаправочных станциях, имеет сходные с дизельным топливом эксплуатационные характеристики и может иметь схожие направления применения.

Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас указал на хаотичный характер вносимых в Налоговый кодекс изменений, что чрезвычайно осложняет налоговое планирование не только предприятий и организаций, но и целых территорий. Он предложил обсудить принципы налоговой политики в формате парламентских слушаний. 

На заседании решено отследить правоприменительную практику закона в начале 2013 года. 

***

СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ СИСТЕМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

Особенности уплаты и порядок исчисления государственной пошлины, исходя из имущественного положения плательщика, устанавливают редакционные уточнения в некоторые положения Налогового кодекса РФ.

Одобренный Советом Федерации закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» изменяет размер и устанавливает единую величину госпошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Поправки устанавливают, в частности, единый размер государственной пошлины – 15 тысяч рублей — за регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

Определяется также единый размер госпошлины — 200 рублей — за государственную регистрацию прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения независимо от вида их разрешенного использования. Это устраняет возникающую на практике неопределенность применения норм Кодекса о размере государственной пошлины в зависимости от вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, отмечалось в ходе обсуждения.

Законом вводится госпошлина за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и других самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 рублей.

В новой редакции изложено одно из положений Кодекса, которым изменяется размер государственной пошлины за юридически значимые действия, связанные с лицензированием. Так, за предоставление лицензии – шесть тысяч рублей (было 2600 рублей), за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу — 600 рублей (было 200 рублей). Пошлина за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности установлена в размере 600 рублей (было 200 рублей). За выдачу дубликата лицензии будет взиматься 600 рублей пошлины (было 200 рублей), а за продление срока действия лицензии — 600 рублей (было 200 рублей).

За предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка установлена пошлина в размере 0,1 процента заявленного уставного капитала создаваемого банка. Она не может превышать 500 тысяч рублей.

В ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе, отметил председатель Комитета СФ Евгений Бушмин, представивший коллегам этот правовой акт, соавторами некоторых поправок выступили члены Совета Федерации Евгений Самойлов, Вячеслав Новиков и Игорь Шубин. Эти законодательные предложения касаются как взимания государственной пошлины, так и налогообложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Ими уточняются особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Этим органам правосудия предоставляется право освобождать плательщиков (с учетом их имущественного положения) от уплаты государственной пошлины. В настоящее время, пояснил Е.Бушмин, существует возможность лишь снижения размеров государственной пошлины, а также отсрочки, рассрочки ее уплаты.

Существенные изменения, продолжил председатель Комитета СФ, касаются вопросов налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Освобождаются от НДФЛ доходы в виде материнского (семейного) капитала, который выплачивается на основании региональных законов и муниципальных правовых актов. То же распространяется на жилое помещение, земельный участок из государственной или муниципальной собственности, которые предоставляются в соответствии с действующим законодательством. Такие изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

***

ПОВЫШАЮТСЯ СТАВКИ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПРИРОДНОГО ГАЗА И ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА

Ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) корректирует одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ».

Разработанный в соответствии с Основными направлениями налоговой политики России на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов, правовой акт повышает в сравнении с 2012 годом ставки НДПИ за 1 тонну добытого газового конденсата и природного газа.

Для газового конденсата ставки устанавливаются в размере 590 рублей (на 2013 год), 647 рублей (на 2014 год) и 679 рублей (с 1 января 2015 года) за тонну. Для природного газа установленная законом ставка НДПИ составляет 622 рубля (на 2013 год), 700 рублей (на 2014 год) и 788 рублей (с 1 января 2015 года) за тысячу кубометров. Эти ставки также возрастают по отношению к 2012 году и применяются к налогоплательщикам-собственникам объектов Единой системы газоснабжения (ЕСГ), а также организациям, в которых непосредственно или косвенно участвуют собственники объектов ЕСГ. Для других категорий налогоплательщиков налогообложение устанавливается в соответствии с понижающими коэффициентами, которые также возрастают в сравнении с 2012 годом.

Как отмечалось на заседании, повышение уровня налогообложения добычи газа ставит целью изъятие дополнительных доходов, получаемых производителями в связи с индексацией оптовых цен на газ на внутреннем рынке. Дополнительные поступления в бюджет России оцениваются в 17 миллиардов рублей в 2013 году, 60,4 миллиарда рублей — в 2014 году и 98,9 миллиарда рублей — в 2015 году. С точки зрения разработчиков правового акта, реализация положений закона позволит сократить значительный разрыв между уровнями налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли, а также будет способствовать развитию национальной экономики в целом.

Внимание коллег на принцип индексации цен на газ в стране обратил в ходе обсуждения закона заместитель Председателя СФ Вячеслав Штыров. Он подчеркнул необходимость детального обсуждения Советом Федерации всего комплекса вопросов налоговой политики в России. Его поддержал сенатор Виктор Пичугов, который указал на важность отказа от «линейной» налоговой политики в пользу «универсальной».

С предложением обсудить в период парламентской сессии пути развития отрасли и проблемы налогообложения в целом выступила, завершая дискуссию, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко

***

ОДОБРЕННЫЕ СЕНАТОРАМИ ПОПРАВКИ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ БУДУТ СПОСОБСТВОВАТЬ ПОПОЛНЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Пополнению региональных и местных бюджетов будет содействовать одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Этот правовой акт ставит целью реализовать принцип финансовой самостоятельности бюджетов бюджетной системы России. Документ представил заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Вячеслав Новиков.

Согласно закону, объектами обложения земельным налогом становятся ограниченные в обороте земельные участки, которые были предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Они будут облагаться налогом по ставке, не превышающей 0,3 процента их кадастровой стоимости.

Рассмотренные палатой Федерального Собрания РФ изменения отменяют, кроме того, льготу по налогу на имущество организаций в виде освобождения от его уплаты. Это положение распространяется на железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Закон освобождает от налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. С точки зрения разработчиков, эта позиция будет иметь большое значение для экономического развития хозяйствующих субъектов, стимулируя их к приобретению нового движимого имущества.

Законодательные предложения, считают парламентарии, приведут к увеличению налоговых доходов местных бюджетов.

***

В РАМКАХ «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЧАСА» НА 323-М ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ВЫСТУПИЛ МИНИСТР ТРАНСПОРТА РФ МАКСИМ СОКОЛОВ

В рамках «Правительственного часа» на 323-ем заседании Совета Федерации с информацией «О развитии транспортной инфраструктуры как инструменте экономического роста регионов Российской Федерации» выступил Министр транспорта РФ Максим Соколов.

В частности, он сообщил, что подготовлена обновленная Транспортная стратегия России до 2030 года, с ней уже можно ознакомиться на официальном сайте Минтранса.

М.Соколов обозначил четыре основных направления в работе Министерства: модернизация транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности для населения, безопасность перевозок и инвестиционная привлекательность отрасли.

Касаясь вопросов развития автомобильного транспорта, глава профильного ведомства подчеркнул, что он играет огромную роль в развитии регионов. Министр отметил, что более полумиллиона человек заняты в автотранспортной отрасли, которая крайне привлекательна для малого и среднего бизнеса.

По его словам, объем федерального дорожного фонда на 2013 год составит 450 миллиардов рублей, региональных фондов – 470 миллиардов рублей. При этом заметил Министр, два года назад фактические объемы финансирования региональных дорог не превышали 200 миллиардов рублей. М.Соколов также заметил, что Минтранс предлагает вернуться к плановым ставкам по наполняемости дорожных фондов.

Он проинформировал законодателей о том, что разработан проект дорожной карты по развитию региональных аэропортов. На сегодняшний день существуют 53 аэропорта данной категории. Отдельно Министр коснулся необходимости обновления отечественного водного и железнодорожного транспорта. Отмечено, что мероприятия по развитию судоходства на внутренних водах позволили загрузить отечественные верфи по строительству судов.

Члены Совета Федерации выразили обеспокоенность по поводу строительства сельских дорог, ценовой доступности пригородных пассажирских перевозок, состояние участков федеральных трасс, развитие малой авиации.

В последние годы транспортная система страны в целом развивается динамично, отметил заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров. Вместе с тем вице-спикер СФ заметил, что некоторые направления пока остаются в состоянии стагнации. В качестве примера он привел сложную ситуацию с отечественной малой авиацией. В.Штыров предложил на весенней сессии более подробно рассмотреть состояние отдельных отраслей транспортной системы страны. Как отметил вице-спикер, в рамках парламентских слушаний было бы полезно обсудить вопрос о реформировании железнодорожного транспорта.

Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Молчанов представил на рассмотрение коллег подготовленное Постановление палаты по данному вопросу. В нем в частности рекомендуется Правительству РФ в целях повышения стабильности осуществления пригородный перевозок и сохранения их ценовой доступности рассмотреть вопрос о выделении в 2013–2015 годах дополнительных субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки пассажирских железнодорожных перевозок. Кроме этого сенаторы предлагают разработать социальные стандарты, определяющие доступность воздушного транспорта, применительно к каждому субъекту Российской Федерации. Важным направлением, считают законодатели, является также вопрос о поддержке и развитии региональных и местных авиалиний на Дальнем Востоке, в Сибири и в районах Крайнего Севера. Постановление решено принять за основу, а на следующем заседании 28 ноября – принять его в целом с учетом поправок и предложений сенаторов.

***

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ВНЕС ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ

Поправки в закон об ОМС уточняют положения о выдаче гражданам страхового полиса и понятие экспертизы качества медпомощи – Лариса Пономарева.

Совет Федерации одобрил изменения в закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ». 

На рассмотрение палаты этот нормативный акт представила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Лариса Пономарева. Она отметила, что концепция закона во время работы над ним с участием сенаторов была дополнена и расширена.

Как объяснила Л.Пономарева, Федеральный закон направлен на совершенствование отдельных норм законодательства в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС). В частности, определяется порядок изъятия полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов, в случае их неисполнения.

Кроме этого документом уточняются положения о порядке страхования граждан в системе ОМС и выдаче им страхового полиса. По словам первого заместителя председателя профильного комитета, документ исключает дублирование на бумажном носителе сведений персонифицированного учета о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

Л.Пономарева обратила внимание на то, что документ уточняет понятие экспертизы качества медицинской помощи. В частности, акцент делается на оценку своевременности ее оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения запланированного результата.

***

СЕНАТОРЫ ОДОБРИЛИ УВЕЛИЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, НАБРАВШИХ БОЛЕЕ 3 ПРОЦЕНТОВ ГОЛОСОВ НА ВЫБОРАХ В ГОСДУМУ

Совет Федерации одобрил закон, предусматривающий увеличение ежегодного государственного финансирования политических партий, принимавших участие в выборах депутатов Государственной Думы либо Президента РФ и получивших не менее трех процентов голосов избирателей.

Новый закон предполагает повышение государственного финансирования политических партий с 20 до 50 рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных на последних федеральных выборах.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, дополнительные расходы, необходимые для реализации закона, уже предусмотрены в проекте федерального бюджета на 2013 год и на плановый период до 2015 года. В 2013 году суммы дополнительных ассигнований составят 2 миллиарда рублей, в 2014 году — 2,2 миллиарда рублей, в 2015 году — 2,3 миллиарда рублей.

Дополнительные бюджетные ассигнования на 2012 год составят 1,8 миллиарда рублей, они учтены во внесенном Правительством в Госдуму законопроекте о внесении изменений в федеральный бюджет на 2012 год.

***

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ УТОЧНИЛ ФОРМУЛИРОВКИ ЗАКОНА ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Совет Федерации одобрил поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Документ на рассмотрение представил член профильного Комитета СФ Владимир Литюшкин.

Положения закона, регулирующие назначение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, приводятся в соответствие с нормами закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот акт предусматривает назначение выборов, а не даты выборов. Такая же формулировка вводится принятыми поправками. 

Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера считает, что принятие этого закона будет способствовать правильному пониманию и единообразному применению правовых норм законодательства о выборах.

 

***

ХОДАТАЙСТВО ОСУЖДЕННОГО ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ БУДЕТ НАПРАВЛЯТЬСЯ В СУД В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ДНЕЙ

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 78 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса РФ», предусматривающие наделение осужденного правом самостоятельно обращаться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения и о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

При этом предусматривается, что ходатайство вместе с характеристикой, в которую должны быть включены данные о поведении осужденного, о его отношении к учебе, труду возмещении им причиненного ущерба, через администрацию исправительного учреждения направляются в суд в течение десяти дней.

Относительно лиц старше 18 лет, признанных страдающими педофилией и осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, в характеристике исправительного учреждения должны также содержаться данные о применении принудительных мер медицинского характера и отношении к лечению. Одновременно с ходатайством такого осужденного в суд направляется заключение лечащего врача.

Согласно новой редакции статья 175 УИК РФ получила наименование «порядок обращения с ходатайством о направлении представления об освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания».

***

НАРУШЕНИЕ ЮРЛИЦАМИ ПРАВИЛ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДЕТ КАРАТЬСЯ ВЫСОКИМИ ШТРАФАМИ

Совет Федерации одобрил введение крупных штрафов для юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека.

Закон дополняет статью Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение требований пожарной безопасности» новой частью. Она устанавливает административную ответственность юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

***

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ РАБОТАТЬ В УСЛОВИЯХ ВТО ПО РЕГИОНАМ ОТЛИЧАЕТСЯ

Проводимый Советом Федерации мониторинг участия РФ в ВТО выявил недостаток информированности регионов о новых условиях и нехватку квалифицированных специалистов в области международной торговли.

Регионы России демонстрируют твердый настрой максимально использовать преимущества членства во Всемирной торговой организации (ВТО) и формировать собственную стратегию действий. Вместе с тем в субъектах РФ высказывают опасения по поводу возможных рисков для сельского хозяйства, машиностроения, лёгкой промышленности и авиакосмической отрасли, для моногородов. Об этом заявил заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов, представляя на заседании квартальный отчет о работе Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе.

Вице-спикер СФ отметил, что основной акцент в этой деятельности был сделан на изучении ситуации на местах и обобщении предложений регионов. В рамках четырех заседаний Временной комиссии СФ по мониторингу участия РФ в ВТО и ТС, два из которых были выездными, было заслушано более 130 докладов и сообщений. В дискуссиях принимали участие не только сенаторы и руководители органов власти субъектов РФ, но и представители бизнес-сообщества, реального сектора, эксперты. В общей сложности более 800 человек, заметил замглавы палаты.

«По мнению большинства участников, на местах все еще наблюдается недостаток информации об условиях присоединения России к ВТО, о Плане действий Правительства РФ по адаптации отдельных отраслей экономики к новым условиям», — указал И.Умаханов. «Остро стоит и кадровый вопрос, — подчеркнул он. — Повсеместно не хватает высококвалифицированных специалистов в области международной торговли, досконально знающих правила ВТО».

Вместе с тем вице-спикер СФ обратил внимание, что большинство субъектов РФ самостоятельно разрабатывают программы адаптации к условиям ВТО с учётом собственной специфики. «Этот процесс сильно осложняется отсутствием на федеральном уровне общих методических рекомендаций по проведению данной работы и ее недостаточной координацией со стороны соответствующих федеральных министерств и ведомств», — заметил он. В результате уровень готовности работать в новых условиях по регионам отличается, констатировал И.Умаханов.

В этой связи он считает особенно важным реализовать на практике дельные предложения и рекомендации участников заседаний Комиссии. Замглавы Совета Федерации сообщил, что все конструктивные инициативы уже обобщены и направлены в профильные министерства и ведомства. «Сейчас важно не допустить, чтобы они потонули в «бюрократическом бумагообороте», — отметил вице-спикер СФ.

Для этого в первом квартале 2013 года Совет Федерации по согласованию с заместителем Председателя Правительства РФ Владиславом Сурковым планирует провести координационное совещание в целях выработки согласованных нормативных и законодательных актов. В нем примут участие представители профильных министерств и ведомств, регионов, в том числе авторы предложений и инициатив.

И.Умаханов также выступил за скорейшее принятие пакета законов в области экономической политики. Речь идет о переходе к федеральной контрактной системе, законе о промышленной политике, о стратегическом государственном планировании и ряде других, пояснил он. Для сравнения сенатор привел опыт Китая, в котором за десять лет в ВТО были внесены поправки в более чем 3000 законов и нормативных актов.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала коллег отслеживать в своих регионах тему влияния членства в ВТО на экономику. «Нам нужно активно включиться в этот процесс, потому что предстоит серьезная, кропотливая работа, в том числе в законодательстве и нормотворчестве, в составлении федеральных и региональных государственных программ, по отдельным отраслям», — отметила спикер СФ. Она указала на важность того, чтобы сенаторы предоставляли Комиссии информацию с мест, какие есть трудности, что нужно учитывать, какие предложения следует внести.

***

В 2012 ГОДУ ЧЛЕНЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ВНЕСЛИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 54 ЗАКОНОПРОЕКТА

Светлана Орлова: Члены Совета Федерации стали активнее выдвигать законодательные инициативы

В 2012 году членами Совета Федерации или с их участием в Государственную Думу было внесено 54 законопроекта, сообщила заместитель Председателя верхней палаты Светлана Орлова.

Вице-спикер отметила, что сенаторы стали гораздо активнее выдвигать законодательные инициативы.

По ее словам, внесенные инициативы касаются налогового законодательства, повышения энергетической эффективности, поддержки сельского хозяйства и развития туристической деятельности.

Дорабатываются законопроекты, затрагивающие приграничное сотрудничество, регулирование законодательства о рыболовстве и сохранении водных и биологических ресурсов, вопрос, касающийся НДС по ремонту судов.

В настоящий момент проработаны и готовы к вынесению на ближайшее заседание Совета Федерации вопросы, касающиеся контрафакта. «Чтобы Россия не стала мировой ямой для контрафакта, нам нужны серьезные поправки в Кодекс об административных правонарушениях и, в перспективе, в Уголовный кодекс», — подчеркнула С.Орлова.

По ее словам, на контроле сенаторов находятся законодательные инициативы субъектов Федерации – Псковского, Липецкого и Кемеровского законодательных собраний.

***

КАДРОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко проинформировала коллег о том, что к исполнению полномочий члена Совета Федерации приступили представители:

от администрации Краснодарского края Виталий Игнатенко;

от законодательного собрания Краснодарского края Николай Кондратенко;

от правительства Самарской области Константин Титов;

от администрации Новгородской области Александр Коровников;

от Сахалинской областной думы Александр Верховский;

от Саратовской областной думы Михаил Исаев;

от правительства Белгородской области Николай Рыжков.

В.Матвиенко также проинформировала коллег, что прекращены полномочия члена Совета Федерации, представителя от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Ахмеда Билалова, и о том, что ему будет вручена благодарность за плодотворную работу в верхней палате.

***

На пленарном заседании по предложению первого заместителя Председателя Совета Федерации Александра Торшина были одобрены изменения в План мероприятий верхней палаты на осеннюю сессию 2012 года. Также сенаторы приняли к сведению информацию первого вице-спикера СФ о ходе выполнения постановлений Совета Федерации и контрольных поручений палаты. Всего таких поручений 104, отметил А. Торшин, и столь большое количество связано с тем, что значительная часть из них представляет собой постоянный мониторинг ситуации в той или иной сфере. Вместе с тем, по его предложению, признано целесообразным провести анализ документов и решить, какие поручения можно снять с контроля.

***

С отчетом о работе Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества выступил его председатель Андрей Клишас.

Он отметил, что кроме собственно законодательной деятельности комитет исполняет важную функцию, представляя палату в Конституционном, Верховном, Высшем арбитражном судах, Генеральной прокуратуре, Министерстве юстиции и Общественной палате РФ. Это позволяет не только постоянно находиться в курсе деятельности и решений этих организаций, но и оперативно реагировать на них и доводить позицию Совета Федерации по важнейшим вопросам. Отчет комитета принят к сведению.

***

Постановлением Совета Федерации оформлено решение о прекращении деятельности Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу формирования нормативной правовой базы, обеспечивающей вступление в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», и практики его применения.

***

На заседании Полномочный представитель Президента РФ Александр Котенков зачитал Указ Владимира Путина о награждении председателя Комитета СФ по экономической политике Андрея Молчанова орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и вручил ему эту награду.

***

На заседании было принято решение заслушать и обсудить в рамках «правительственного часа» доклад о государственной политике по развитию Дальнего Востока Министра по развитию региона, Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева.

***

В.МАТВИЕНКО: СЕНАТОРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОИНФОРМИРОВАНЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Совет Федерации будет систематически заслушивать отчеты о деятельности комитетов и по реализации постановлений и контрольных поручений палаты.

Отчеты комитетов Совета Федерации о своей деятельности, а также контрольное рассмотрение постановлений и протокольных поручений палаты станут регулярными. Об этом заявила журналистам Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко по итогам заседания, на котором впервые была апробирована эта практика.

«Раньше на заседаниях Совета Федерации не рассматривались вопросы о том, как выполняются постановления палаты и наши протокольные поручения. Теперь такая практика станет систематической», — сказала спикер СФ. Она аргументировала необходимость нового формата работы тем, что сенаторы должны быть информированы о результатах выполнения решений Совета Федерации, и выяснять в необходимых случаях у министерств и ведомств причины их невыполнения.

По мнению В.Матвиенко, публичное представление на заседаниях Совета Федерации также отчетов комитетов о проделанной работе станет стимулировать к более эффективной деятельности. «Это своего рода и обмен опытом между комитетами, как добиваться конкретных результатов», — добавила спикер СФ. «Теперь это станет нашей повседневной практикой», — подчеркнула глава палаты.

***

На 323-м заседании Совета Федерации подробный отчет о своей деятельности представил Комитет СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.

О ходе выполнения постановлений Совета Федерации и контрольных поручений палаты проинформировал первый заместитель Председателя СФ Александр Торшин.

Заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов рассказал о результатах мониторинга участия России в ВТО и Таможенном союзе, а его коллега Светлана Орлова представила информацию о законодательных инициативах палаты и отдельных сенаторов, внесенных в Государственную Думу.

***

РАСШИРЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ КОМИТЕТА СФ ПО БЮДЖЕТУ С УЧАСТИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МИНФИНА 24 НОЯБРЯ РАССМОТРИТ ВОПРОС ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ

Совет Федерации поддержит закон о бюджете на 2013 год, только если в нем будет предусмотрена компенсация выпадающих доходов региональных бюджетов – Валентина Матвиенко.

Совет Федерации рассмотрит федеральный закон о бюджете на 2013 год и плановый период 2014 – 2015 годов на следующем заседании 28 ноября. Об этом сообщила журналистам Председатель палаты Валентина Матвиенко.

При этом она увязала результаты голосования по этому документу с получением гарантий компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ.

«Сенаторы сегодня высказали очень жесткую позицию, и я ее поддерживаю: если Министерство финансов предварительно не даст нам четкие гарантии компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ, к которым привели некоторые федеральные законы, то это повлияет на позицию СФ при рассмотрении закона о бюджете», — подчеркнула глава палаты.

«Наше жесткое условие – получить такие гарантии, чтобы необходимые суммы средств были предусмотрены в бюджете. В крайнем случае, гарантии того, что недостающие средства будут добавлены в бюджет в рамках весенних поправок», — указала В.Матвиенко.

«Мы палата регионов и должны защищать интересы регионов. Мы не будем занимать пассивную позицию», — отметила она.

В.Матвиенко сообщила, что для обсуждения этого вопроса в субботу, 24 ноября, будет проведено расширенное совещание Комитета Совета Федерации по бюджету с участием представителей Минфина.

***

Совет Федерации будет держать на контроле вопрос развития малой авиации в России — Валентина Матвиенко.

Министерство транспорта работает над решением проблемы коммуникаций между регионами РФ посредством авиационного сообщения. Об этом сообщила журналистам Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«После того, как на эту проблему обратили внимание и Президент РФ, и Председатель Правительства, и Совет Федерации, Министерство транспорта занялось разработкой программы развития малой авиации и реконструкции малых аэропортов. Прежде всего, на Дальнем Востоке и в Сибири, где это сегодня крайне необходимо. Министр транспорта РФ Максим Соколов доложил об этом сегодня на «правительственном часе», — сказала спикер СФ.

«Мы в Совете Федерации будем и дальше держать этот вопрос на контроле», — подчеркнула В.Матвиенко.

«Что касается пригородных железнодорожных перевозок, то для нашей страны — это важнейший не только экономический, но и социальный вопрос», — отметила глава палаты. «Поэтому ни в коем случае нельзя сокращать объемы пригородных перевозок», — добавила она.

«Речь должна идти не о сокращении пригородных перевозок, а о компенсации, поскольку это регулируемый тариф, — продолжила В.Матвиенко. — Государство должно компенсировать выпадающие доходы, разницу между регулируемым тарифом и реальными затратами».

Эта тема была поднята сенаторами, так как в бюджете на 2013 год компенсация предусмотрена на уровне текущего года и не в полном объеме покрывает возникающую разницу, пояснила спикер СФ. «Правительство РФ примет еще ряд дополнительных мер в этом плане», — добавила она.

В целом В.Матвиенко высоко оценила выступление и ответы на вопросы сенаторов Министра транспорта.