Tula Region

Senators by region

Dmitry Savelyev Dmitry Savelyev
Member of the Federation Council Committee on the Budget and Financial Markets
Igor Panchenko Igor Panchenko
Member of the Federation Council Committee on Economic Policy

Information

Regional flags and emblems

Tula Region Tula Region

PROFILE

Established 26 September 1937

Capital Tula

The Tula Region is part of the Central Federal District

Area 25,700 sq km

Population 1,430,900 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 95.31

Other – 4.69

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 19

City districts – 7

Rural towns – 23

Rural districts – 54

Geography and climate

The Tula Region is in the East European Plain and borders on the Orlov, Kaluga, Moscow, Ryazan and Lipetsk regions.

The region has a moderate continental climate with warm summers and an average July temperature of +17,6°C, and moderately cold winters. The average January temperature is –7.9°C.

According to the Forest Fund, forests cover about 11% of the region’s total area. It has 1,682 rivers, 652 ponds and five large water reservoirs. The main rivers are Oka, Upa and Osyotr. There are lakes in the valleys of the Oka and Upa rivers. The largest of them are Shilovskoye and Zhupel. There are also karst water lakes. The region has many sources of fresh underground and mineral medicinal waters.

The Tula Region has 54 specially protected areas, including the Polenov State Memorial Historical, Art Museum and Nature Reserve, the Yasnaya Polyana Leo Tolstoy Estate Museum, the Kulikovo Field State Military-Historical and Natural Reserve, and numerous nature landmarks.

Government

The Legislative branch in the Tula Region is represented by the Tula Regional Duma, which is the permanent, supreme, representative and only body of state legislative authority in the region. The Tula Regional Duma consists of 36 deputies, 24 of which are elected in single member constituencies and 12 in single electoral districts in proportion to the number of votes cast for the candidates nominated by the election associations. The current Regional Duma was elected in September 2019. Its term of office expires in September 2024.

The Executive branch is represented by a system of executive government bodies headed by the Government of the Tula Region, the permanent supreme executive body of state authority in the region. The Government of the Tula Region is headed by the First Deputy of the Governor.

The Governor of the Tula Region is its supreme official, defines the main directions of the Government of the Tula Region and serves a term of five years. The Governor is elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The incumbent Governor’s term of office expires in September 2026.

 

Economy and natural resources

The Tula Region has a substantial industrial potential. Industrial output accounts for about 44% of the regional GDP. Its main industries are machine-building and metal processing (including Russia’s largest defence industry plants), the chemical industry, ferrous metallurgy; manufacturing of construction materials, and light and food industries. These industries account for the biggest share of the regional GDP.

The biggest enterprises are the Instrument Design Bureau, the Tula Arms Plant, the Tulamashzavod Machine-Building Plant, Instrument Design Bureau, The Tula Cartridge Works, the Khimvolokno (Chemical Fibre) Plant, the Tulachermet Metallurgical Works, the Kosaya Gora Iron Works and the Tula Brickyard, United Chemical Company Shchekinoazot

The Tula Region has nine electric power plants.

Brown coal is the region’s main natural resource (30 proven fields). The region also has the Tula Strontium-Bearing Province with Celestine ores (principle source of strontium). Agronomic ores – phosphates and glauconitic sand – are also widespread. Deposits of salt rock and iron ores, as well as over 160 deposits of construction materials are in operation.

The region has favourable edaphoclimatic conditions for land cultivation and livestock breeding. Agricultural industry accounts for about 7% of the regional GDP. Its economy is focused on the development of the agricultural sector, which is primarily oriented toward the production of grain, sugar beet, potatoes and other vegetables, oil crops, fruit and berries. In livestock breeding the main focus is on the production of meat, milk and eggs.

The region’s economy is distinguished by a trend towards higher investment activities. Processing industries prevail in the structure of investment in the capital stock. This applies to chemical and metallurgical production and metal goods manufacture.

Culture and tourism

The Tula Kremlin is one of the most important historical landmarks of Tula. It is a rectangle with 9 towers surrounded by a 10 m high wall. Archaeologists believe that the construction of this Kremlin involved Italian architects.

Tula has been a city of armorers since times immemorial and naturally has a museum of arms – the Tula State Museum of Weapons. It was established in 1775 when Catherine the Great ordered the construction of a chamber of rare and model arms at the Tula Arms Plant. For a long time models of the art of gunnery from Peter the Great times to our days were displayed in the Epiphany Cathedral of the Tula Kremlin. In 2012, the museum moved to a new building with a cupola shaped as a helmet of a Russian warrior. The museum’s buildings occupy more than 14,000 sq m. The territory has a site for the open display of bulky combat hardware.

Samovar (literally self-boiler) is another symbol of Tula. The Tula Samovar Museum was opened in 1990. It's about the emergence and development of the samovar-making craft and are shown its best models.

There is yet another symbol of Tula – the Tula pryanik (honey cake). One of the museums in the region’s administrative center is devoted to this treat.

Polenovo is a picturesque open-air museum of artist Vassily Polenov, where are located house-museum, workshop and the Trinity Church. The size of the memorial fund is huge: painting, graphics, personal effects of the artist.

Yasnaya Polyana is closely linked with the life and work of Leo Tolstoy. He was born and buried here. In this place he wrote many pieces that won him world fame. Yasnaya Polyana is a unique memorial and nature reserve. It has preserved old buildings surrounded by beautiful parks, gardens and forests. Now Tolstoy’s house has been turned into a museum with his personal belongings, different editions of his books and his library.

History lovers are bound to visit the Museum of the Battle of Kulikovo. It is located near the village of Ivanovka in the Kurkinsky District.

Every year, the Guryevskiye quarries attract those who are interested in caving. They consist of three systems of underground passes on the bank of the Osyotr River. Their total length is 100 km.

Тульская область

Сенаторы региона

Савельев Дмитрий Владимирович Савельев
Дмитрий Владимирович
Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

Власть в регионе

Воробьев
Николай Юрьевич
Председатель Тульской областной Думы
Дюмин
Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области

События Cообщения о работе региона

    • 16 сентября в Туле стартовали Чемпионат и Первенство России по авиамодельному спорту в классе моделей F-9U (радиоуправляемые гоночные мультироторные модели).

    • В Туле состоялась церемония награждения сотрудников компаний «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье». Она прошла в рамках Коллегии по подведению итогов деятельности предприятий за первое полугодие 2021 года.

Информация

Флаг и герб региона

Тульская область Тульская область

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 26 сентября 1937 года

Административный центр – г. Тула

Тульская область находится в пределах Центрального федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.)  25,7

Население (тыс. чел.) – 1479,3 (2023 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

русские – 95,31%

другие национальности – 4,69%

Административно-территориальное устройство (2023 г.):

муниципальные районы – 19

городские округа – 7

городские поселения – 23

сельские поселения – 54

Географическое положение и природно-климатические условия

Тульская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. Граничит с Орловской, Калужской, Московской, Рязанской, Липецкой областями.

Климат умеренно континентальный, что характеризуется теплым летом со средней температурой июля плюс 17,6°C и умеренно-холодной зимой. Средняя температура января составляет минус 7,9°C.

Общая площадь земель лесного фонда и лесов составляет около 11% от ее общей земельной площади области. Гидрографическая сеть области представлена 1682 реками, 652 прудами и 5 крупными водохранилищами. Главные реки – Ока, Упа, Осётр. Озёра встречаются в долинах рек Оки и Упы, наиболее крупные озёра – Шиловское, Жупель. Встречаются озёра карстового происхождения. Широко распространены пресные подземные и минеральные лечебно-столовые воды.

На территории Тульской области расположено 54 особо охраняемые природные территории, в т. ч. государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, государственный мемориальный и природный музей-заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого „Ясная Поляна“, государственный военно-исторический и природный музей-заповедник „Куликово поле“ и многочисленные памятники природы.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Тульской области осуществляется Тульской областной Думой, которая является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти области. Тульская областная Дума состоит из 36 депутатов, из которых 24 избираются по одномандатным избирательным округам, 12 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Действующий состав Тульской областной Думы избран в сентябре 2019 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2024 года.

В систему исполнительных органов государственной власти Тульской области входят Губернатор Тульской области, Правительство области, иные исполнительные органы области. Правительство Тульской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области, формируется Губернатором Тульской области.

Губернатор Тульской области является высшим должностным лицом Тульской области, осуществляет руководство исполнительной властью в Тульской области и определяет структуру органов исполнительной власти Тульской области. Избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области. Срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – сентябрь 2026 года.

Экономика и природные ресурсы

Тульская область обладает значительным промышленным потенциалом. Доля промышленного производства в структуре валового регионального продукта области составляет около 44%. Основными отраслями промышленности Тульской области являются машиностроение и металлообработка (в том числе и крупнейшие предприятия в области военно-промышленного комплекса России), химическая промышленность; чёрная металлургия; производство стройматериалов; легкая, пищевая промышленность. Эти отрасли имеют наибольшую долю в структуре валового регионального продукта.

Наиболее крупными предприятиями являются АО «Конструкторское бюро приборостроения им. Академика А.Г. Шипунова», ПАО «Тульский оружейный завод», АО «АК „Туламашзавод“, АО „Тульский патронный завод“, АО „Химволокно“, ПАО „Тулачермет“, ПАО „Косогорский металлургический завод“, АО „Тульский кирпичный завод“, ООО „Щекиноазот“ и др.

На территории Тульской области функционируют 9 электростанций.

Основным полезным ископаемым является бурый уголь (около 30 разведанных месторождений). Также на территории области расположена Тульская стронциеносная провинция, к которой приурочены целестиновые руды (стронций). Распространены агрономические руды – фосфориты и глауконитовые пески. Разведаны и эксплуатируются месторождения каменной соли, железных руд, более 160 месторождений строительных материалов.

Область располагает благоприятными почвенно-климатическими условиями для ведения земледелия и животноводства. В сельском хозяйстве создается около 7% валового регионального продукта. Одним из приоритетных направлений развития экономики Тульской области является развитие агропромышленного комплекса, который преимущественно ориентирован на производство зерна, сахарной свёклы, картофеля, овощей, масленичных культур, плодов, ягод; в животноводстве – производство мяса, молока, яиц.

В экономике области сохраняется тенденция к усилению инвестиционной активности. В структуре инвестиций в основной капитал преобладают обрабатывающие производства – на них приходится их основной объем (химическое и металлургическое производство, производство готовых металлических изделий).

Культура и туризм

Один из важнейших исторических памятников области – Тульский кремль. Он имеет вид прямоугольника с девятью башнями, высота стен – 10 метров. Археологи считают, что в возведении этого кремля участвовали итальянские архитекторы.

Тула издревле была городом оружейников и, конечно, в городе есть музей оружия. Он был создан в 1775 году, когда Екатерина II повелела создать палату редкого и образцового оружия при Тульском оружейном заводе. Долгое время экспозиция образцов оружейного искусства от Петра I до наших дней была выставлена под сводами Богоявленского собора Тульского кремля. В 2012 году музей переехал в новое здание с купольным завершением в виде богатырского шлема русского воина. Общая площадь зданий и сооружений, входящих в музейный комплекс, – свыше 14 тысяч кв. м. На территории предусмотрена площадка для открытого экспонирования крупногабаритных образцов вооружения и военной техники.

Другой символ Тулы – самовар. Музей «Тульские самовары» открыт в 1990 году. Экспозиция знакомит с историей возникновения и развития самоварного промысла, его лучшими образцами.

И конечно, нельзя обойти вниманием такой символ Тулы, как тульский пряник. Ему тоже посвящен один из музеев в административном центре области.

В Поленове расположен Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. На территории находятся дом-музей, мастерская, Троицкая церковь. Объем мемориального фонда огромен: живопись, графика, личные вещи художника. Ясная Поляна тесно связана с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого. Здесь он родился и здесь похоронен. В Ясной Поляне создавались многие из его произведений, ставшие мировой классикой. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. В доме Л.Н. Толстого сейчас устроен музей, в котором собраны личные вещи писателя, разные издания его книг, библиотека писателя.

Недалеко от деревни Ивановка находится Музей-заповедник «Куликово поле».

Гурьевские каменоломни год за годом привлекают любителей спелеологии. Это три системы подземных ходов на берегу реки Осётр. Суммарная протяженность ходов пещеры – около 100 км.